Bötendönya tatar eşmäkärlärenä yardäm itü assotsiatsiyase
Всемирная ассоциация содействия татарским предпринимателям
World Association of assistance to the Tatar businessmen

Федеральный Сабантуй.

Всероссийский сельский сабантуй.

Всероссийский фестиваль татарского фольклора "Тугэрэк уен".

Всероссийский конкурс «Татарочка. Татар кызы».

Народные праздники Джиены

а) Искер җыены
б) Укек җыены
в) Барда җыены
г) Болгар җыены
д) Астрахан җыены
е) Сарай-берке җыены

Татарские театры в Российской Федерации

1. Татарский Государственный Академический театр имени Галиасгара Камала (г.Казань)
     22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы "Жалкое дитя" и "Беда из-за любви". Эта дата считается днем рождения татарского театра, хотя еще в конце XIX столетия были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних театров. 

     Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский (1884-1942). Позднее в труппу был принят артист, режиссер Габдулла Кариев (1886-1920), ставший ее руководителем и еще при жизни названный "отцом татарского театра". В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (1885-1974) – первая в мире женщина-мусульманка, взошедшая на сценические подмостки. 

     Труппа "Сайяр", т.е. "Передвижник" (так назвал труппу народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с первых же шагов стала очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений среди народа.

     Начиная с 1911 года “Сайяр” работает в помещении Восточного клуба в городе Казани (ныне – здание Музея Татарского театрального искусства по улице Татарстан,д.8). В 1912 году из труппы “Сайяр” уходит С.Гиззатуллина-Волжская и создает в Уфе труппу «Нур» («Луч»); до революции возникает еще несколько татарских трупп.

     В труппу “Сайяр” приходят новые силы: Гульсум Болгарская, Карим Тинчурин, Нагима Таждарова, 

Ашраф Синяева,. В афише наряду с шедеврами национальной классики (“Банкрот” Галиасгара Камала, 

     “Первые цветы” Карима Тинчурина, “Галиябану” Мирхайдара Файзи, “Зулейха” Гаяза Исхаки и др.) произведения русской и зарубежной классики, Новой драмы. С театром сотрудничают композитор Султан Габяши, художник Сабит Яхшибаев, критик и переводчик Габдрахман Карам. 

kamal8
Сайт: http://kamalteatr.ru/











Государственные ансамбли

а) Государственный ансамбль песни и танца республики Татарстан «Казан»
б) Государственный ансамбль песни и танца «Агидель» (Директор Ямалова Л.М.)
в) Государственный ансамбль "Казан"

Проект «Тәрбия баскычлары» (Руководитель Идрисова Кадрия Раисовна)

Татарские национальные культурные центры в Российской Федерации, странах СНГ и в дальнем зарубежье.

Молодые дарования Татарстана

а)Гильметдинова Айгуль Фанисовна

Татарские Музеи

а) Бахчисарайский Крымский музей

Национальная кухня.

Национальная одежда.

Шежере. Шамаилы.

Научно-практические конференции и Чтения (Сәнгәтле уку):

а) Ханзафаровское (Ульяновск)
б) Сулеймановское (Тюмень)
в) Якфаровское (Пермь)
г) Файзхановское ( Нижний-Новгород)

Татарский орнамент.

Татарские сказки:

а)Татар мультфильм

«Татар моңы» проект

Меджлис татарских мурз России, РТ.

Меджлис татарских мурз РТ
   Меджлис татарских мурз Республики Татарстан (татарское дворянское собрание) начал работу в сентябре 2003 года под эгидой Федеральной национально–культурной автономией татар.
   Меджлис татарских мурз РТ зарегистрирован в 2005 году. На сегодняшний день их число, объединенных Меджлисом — около 300 человек. Это представители 36 татарских дворянских родов, проживающих по всему миру: Габитовы, Еникеевы, Яушевы, Чанышевы, Терегуловы, Амирхановы, Юнусовы, Акчурины, Аппаковы и другие.
Свою деятельность Меджлис ведет на основании Устава, принятого собранием его учредителей.

Учредителями Меджлиса являются:

1. Терегулов Айрат Шарафутдинович – Предводитель собрания
2. Уразаев Фарит Язкарович – вице–предводитель собрания
3. Еникеев Ренат Ахметович
4. Байрашева Ляйля Мухаметовна
5. Яушев Булат Энгелевич

Сформирована Геральдическая комиссия:
1. Еникеев Ренат – председатель
2. Чанышев Рамиль – секретарь
3. Терегулов Айрат – член комиссии

Также на общем собрании был избран Совет старейшин, в который входят по одному представителю от каждого рода. Секретарь Совета – Юлдашева Лариса (из рода Еникеевых).
Прием в члены Меджлиса осуществляется на основании экспертизы представленных документов при участии старейшин родов и представителя ИЯЛИ, доктора филологических наук Ахметзянова Марселя Ибрагимовича. Прошедшим экспертизу выдается свидетельство о дворянском достоинстве установленного образца.
Так, по состоянию на 1 июня 2008 года в Меджлисе насчитывается 229 членов из 31 рода.
В том числе:
1. Акчурины
2. Акуловы
3. Адутовы
4. Апанаевы
5. Аппаковы
6. Амирхановы
7. Азеевы
8. Бурнаевы
9. Валеевы
10. Габитовы
11. Еникеевы
12. Мамлеевы
13. Терегуловы
14. Даушевы
15. Курмашевы
16. Чанышевы
17. Уразгидеевы
18. Уразаевы
19. Утягановы
20. Утяшевы
21. Замановы
22. Эдилерский
23. Юнусовы
24. Яушевы
25. Файзуллины
26. Башировы
27. Бикбовы
28. Ерзины
29. Яппаровы
30. Туляковы
31. Утямышевы

Члены Меджлиса проживают в таких странах как Китай, Австралия, Казахстан, Франция, в регионах России, в Татарстане.

СПРАВКА

Мурза́ (от перс. ﺍﻣﻴﺮ ﺰﺍﺩﻩ‎, ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в татарских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда.
Мурза — это высший слой тюркского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников — различных татарских ханств и княжеств.
Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами. В татарской аристократической системе было много различных титулов, например, высшим титулом после хана был «карачи», затем «бек», «султан» (по-русски их называли царевичами), «улан», «гурген» и другие, но все они при переходе в русскую систему назывались лишь двумя терминами — князьями и мурзами.
Свою знать многие тюркские народы называли мурзами. Сам термин «мурза» (мирза) был заимствован в тюркскую титулатуру из персидского языка. Это название сохранилось и после того, как мурзы вошли в ряды российского дворянства, причём часто они получали в документах также и титул князя.
После захвата Казани русским войском в 1552 году, некоторые мурзы перешли на русскую службу, а некоторые были казнены. Некоторые мурзы утратили свои земельные владения и стали купцами. В эпоху правления Екатерины Великой мурзы были уравнены в правах с русским дворянством. После Октябрьской революции большинство мурз эмигрировало.

Филиалы

Татарское Дворянское Собрание Санкт-Петербурга

Салим Талхинович Хасанов

   Демократические преобразования в России позволили нам начать процесс возрождения Российского дворянства. Более 8 лет назад в Санкт-Петербурге началась работа по восстановлению исторической справедливости, и 16 марта 2012 года было учреждено, а 26 июня 2012 года официально зарегистрировано «Татарское дворянское собрание Санкт-Петербурга».
 Огромная работа по созданию Татарского дворянского собрания Санкт-Петербурга была проведена Постоянным Представителем Республики Татарстан в Санкт-Петербурге Ахметшиным Ш.К., Учредителями Яппаровым Р.Ш., Хасановым С.Т., Ахметшиным М.Ш.
  Целью создания данной общественной организации является: сплочение представителей дворянских родов татарского происхождения, вокруг единого центра, возрождение сословия татарских мурз, привлечение новых представителей древнейших родов, духовное возрождение данного сословия, реализация культурных программ, изучение языка и традиций татарского народа.
  Дворянство в Российском государстве всегда являлось хранителем своих исторических корней, носителем передового, ведущей прослойкой общества, служило примером для остальных слоев населения во всех сферах жизни страны.
В парадном зале Банкетного центра «Босфор» 6 апреля 2012 г. состоялась презентация «Татарского дворянского собрания Санкт-Петербурга». В зале присутствовали лучшие представители татарского народа, которые уже являются Мурзами, а также были вручены новые свидетельства, представившим доказательства своей принадлежности татарскому дворянскому роду. Гостями презентации были предводители Российского и Губернского дворянских собраний, а также руководители многочисленных общественных организаций. Презентация прошла в атмосфере взаимоуважения и прекрасного настроения. В течение вечера гости смогли насладиться выступлением татарских артистов песенного и танцевального жанров.
  В период подготовки к учреждению Татарского дворянского собрания Санкт-Петербурга была проведена большая организационно-поисковая работа во главе с мурзой Яппаровым Р.Ш.
     К моменту регистрации в списках дворян было 19 человек.
В начале деятельности Татарского дворянского собрания Санкт-Петербурга Предводителем был избран Яппаров Р.Ш., который проработал до 24 января 2013 года.
   На Общем внеочередном собрании сложил с себя обязанности предводителя Яппаров Р.Ш. Предводителем ТДС был избран мурза Хасанов С.Т., а также избрано Депутатское дворянское собрание в составе 5 человек: Хасанов С.Т., Алюшев Ш.А., Дашкин А.А., Файзуллин Р.Я., Габбасов Р.Х. Церемониймейстером был избран Чинакаева Х.М.
Депутатское дворянское собрание в своей работе строго придерживается своего Устава и решений, принятых на Общем собрании.
   Со сменой предводителя был избран новый председатель родословной комиссии Габбасов Р.Х., который провел и проводит большую работу по приведению Родословной книги Татарского дворянского собрания Санкт-Петербурга в соответствие со Сводами Законов Российской Империи. На начало 2014 года Татарское Дворянское собрание насчитывало 39 человек. На начало 2015 года Татарское Дворянское собрание состояло из 61 члена. На начало 2016 года Татарское Дворянское собрание Санкт-Петербурга состояло из 19 родов, представленных 80 дворянами.
За прошедший период был создан гимн, герб и штандарт Татарского дворянского собрания Санкт-Петербурга, проведена большая работа согласно плану проведения мероприятий. Наиболее значимыми были встречи с Главой Российского Императорского Дома Её Императорским Высочеством Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной в 2015 году и с Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Георгием Михайловичем в 2016 году.
   При организационно-финансовом участии были выпущены следующие книги: «Династия Романовых и мусульмане Империи» под авторством Ахметшина Ш.К. и Закатова А.Н., «Мы шли на помощь тебе, блокадный Ленинград» к 70-летию со дня победы.
   Проводились встречи с представителями Российских и губернских дворянских собраний. Налажены рабочие связи с Уфимским, Казанским, Московским татарскими дворянскими собраниями, Петербургским, Российским дворянскими собраниями.
   «Татарское Дворянское Собрание Санкт-Петербурга» открыто для сотрудничества со всеми дворянскими собраниями и общественными организациями Российской Федерации, мы уверены, что совместная деятельность является гарантом обогащения наших знаний, опыта и традиций российского дворянства.


Московское Отделение Меджлиса Татарских Мурз

Дом Асадуллаева (здание Татарского культурного центра).

г. Москва, Малый Татарский переулок, дом 8, комната 212, приемные дни: четверг с 14:00 — 19:00


Тюменский филиал Меджлиса

Тюменский филиал Татарского дворянского собрания

здание ДУМАЧР-Духовного Управления мусульман азиатской части России

г. Тюмень, ул. Чехова, 8

Руководитель Данияр мурза Ахметов


Собрание татарских мурз РБ

Региональная общественная организация «Татарское Дворянское Собрание Республики Башкортостан»

Россия, РБ, г. Уфа, 450077, ул. Ленина, 56, комн. 11 (Дом дружбы народов)

ТАТАРСКОЕ ДВОРЯНСКОЕ СОБРАНИЕ Меджлис татарских мурз России Республика Башкортостан.

Предводитель - Даукаев Ирик Масгутович, мурза, князь.

Первый вице-предводитель - Еникеев Рим Ринатович, мурза.

Вице-предводитель – Биглов Шарифулла Халимович, мурза

Вице-предводитель – Кудашев Рифкат Хусаинович, князь

Почетный предводитель - Мамлеев Максат Шарафутдинович, мурза

КОМИССИЯ ГЕРОЛЬДИИ
Герольдмейстер – Еникеев Абдулла Ибрагимович, мурза, князь.
Секретарь Герольдии – Кудашева Венера Мансуровна, ханум мурза, княжна.

Члены комиссии:
1.Еникеева Эльвира Ханифовна

2.Султанов Замиль Сагитович

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

Председатель – Даукаев Шаукат Асгатович мурза

Член комиссии:
Янгуразов Рашит Исмагилович, мурза.

СУД ЧЕСТИ
Председатель – Шайнурова Фрида Агзамовна (из рода князей Еникеевых)

Члены:
Мамлеев Максат Шарафутдинович, мурза.

Историко-литературный клуб

Председатель – Сюндюков Марат Усманович мурза

ГАЗЕТА «ДВОРЯНСКИЙ ВЕСТНИК»

Главный редактор – Терегулов Анвар Галеевич, мурза.
Редакционная коллегия:
Аюпов Зуфар Якупович, мурза, князь.
Биглов Рашит Гадельшинович, мурза.
Даукаев Ирик Масгутович, мурза, князь.
Кудашев Рифкат Хусаинович, мурза, князь.
Мамлеев Максат Шарафутдинович, мурза.

СЕКРЕТАРИАТ МЕДЖЛИСА ТАТАРСКИХ МУРЗ РБ

Хафизова Венера Фидратовна (урожд. Княжна Акчурина).

СОВЕТ СТАРЕЙШИН (АКСАКАЛЫ РОДОВ)

Аюпов Зуфар Якупович, мурза, князь
Асадуллин Мурат Масгутович, мурза
Бибарсов Аюп Аббясович, мурза, князь
Биглов Амир Хубайбуллович, мурза
Бикбулатов Махмут Мухаметович, мурза
Булатов Махмут Мухаммадиевич, мурза
Даукаев Рауф Наибович, мурза, князь
Дашкин Флюр Гадеевич, мурза, князь
Еникеев Ринад Абдуллович, князь (от князей Еникеевых)
Идрисов Расуль Муллаянович (от мурз Долоткозиных)
Идрисов Рауф Зивгатович (от князей Енгалычевых)
Кашаев Анвар Шакурович, мурза
Кудашев Мубаряк Минибаевич, мурза, князь
Кудашев Рифкат Хусаинович, мурза, князь
Кудашев Рустем Кимович, мурза, князь
Латыпова Исламия Фазыльяновна (из рода Таймас)
Максютов Альберт Арсланович (из рода князей Максютовых)
Мамлеев Рашит Фаритович, мурза
Сакаев Альфир Зиннатуллович, мурза
Сулейманов Айрат Мударисович, мурза
Сухов Венер Фидаевич, мурза
Сюндюков Марат Усманович, мурза
Утяшев Марат Галеевич, мурза
Чанышев Ринат Риянович, мурза, князь
Шарипов Ильгиз Кадырович (из рода Нагаевых)
Янгуразов Рашит Исмагилович, мурза
Яушев Карим Карамович, мурза
Терегулов Анвар Галеевич, мурза

Татарское дворянство в Российской Империи
 
От автора

Человек, как и дерево, имеет корни, которые уходят глубоко в историю. Он является звеном в цепи поколений и для сохранения связи времен обязан знать историю своего рода, так как носит в себе гены своих предков и является продолжением их жизни.
Этот труд написан преимущественно на основании архивных документов, собранных автором. Изыскания необходимо продолжать. Нет сомнения, что будут найдены не менее интересные факты, но сейчас необходимо подвести итог исследованиям, которые я вел с 1963 г. Мой очерк имеет целью ознакомить современного читателя с историей татарских мурз, которая разворачивалась в течение многих веков на большом евроазиатском пространстве.
В книге освещается история дворянских родов, тесно связанных с Оренбургской губернией, с территорией нынешнего Башкортостана, хотя, разумеется, много внимания уделяется истории этих родов до переселения на башкирские земли. В книге встречаются выражения — Мещерский край, среднее течение реки Мокша, Мордовские земли, Темниковский уезд. Это разные названия одной территории, которая ныне входит в Мордовскую республику, частично — в Тамбовскую и Пензенскую области. Здесь протекала более ранняя история татарских дворян. Мурзами у тюркских народов в древности называли знать. Это название сохранилось и после того, как мурзы вошли в ряды русского служилого сословия, т.е. дворянства. Департамент Герольдии Правительствующего Сената много лет изучал историю и юридические права крымских татар-дворян, права на дворянство литовских татар, историю дворянства татар Поволжья. В результате был собран огромный материал о татарской знати.
Департамент Герольдии был влиятельным и серьезным учреждением; именно он определял значение титула «мурза». В одном из «определений» говорилось: «В первом [документе] он [проситель] назван мурзою, а в последнем князем, а к тому же слово мурза есть собственно татарское, оное есть отличительный титул против дворян, коих по-татарски называют агалары и тарханы, а мурзами называют и детей персидских шахов, бейевских и тому подобных владетельных особ и имеет также различие между татарами, как и в России от дворян графы, князья и бароны» [1. Оп. 46. Д. 885. Л. 100]. Из этого заключения Департамента Герольдии мы видим, что у татар звание мурзы соответствовало званию российских графов и баронов. Герольдия считала татарское слово мурза соответствующим русскому титулу князь, так как в иерархии татарского дворянства были стоявшие ниже звания — агалары и тарханы. Слово это на разных языках звучит по-разному: на татарском языке — морза, русском — мурза, на Востоке под влиянием языка фарси пишется и произносится как мирза. На татарскую литературу в дореволюционное время большое влияние оказывала литература и культура Востока, поэтому по-татарски это слово писалось как мирза, произносилось как мырза. Мурзинским татарским родам, их происхождению, их славным предкам и потомкам и посвящается моя книга.




Проект «Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан» (Шарипов Ильназ Ильшатович)

Карта Республики Татарстан
Забыта, заброшена…

Всеми забыта, заброшена,

Вокруг ни единой души,

И трава никем не скошена,

Молчат в пруду камыши.


Ветер гуляет, резвится,

И только ему нипочем,

Что деревне заброшенной снится,

Шумный когда-то здесь дом.


Что музыка где-то играет,

Встречают рассвет петухи,

В поле костер догорает,

И в воздухе запах ухи,


А снится забытой деревне

Игры и смех детворы,

Кануло в прошлое время,

Опустели родные дворы.


Всеми забыта, заброшена,

Вокруг ни единой души,

И трава никем не скошена,

Молчат в пруду камыши.

Всероссийский форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия»

Краеведение - изучение истории татарских сел России

Татарские свадьбы (Знакомства на сайте)

День родного языка

Национальные библиотеки

В праздник Разговения мусульманам Тюмени показали волос пророка Мухаммеда.

 

В честь праздника Разговения тюменцам показали частицу волоса пророка Мухаммеда. Спустя сто лет реликвия вернулась в мечеть Нигматуллы хаджи Сейдукова, откуда ее вывезли во времена революции. 

На коллективную молитву по случаю завершения мусульманского поста в историческую соборную мечеть имени Нигматуллы Сейдукова в Ембаево пришли не только жители села. Верующие специально приехали из Тюмени и соседних населённых пунктов.

В этом году на празднование Уразы-байрам мусульманам Тюменской области сделали подарок, из областного музея привезли волос пророка Мухаммада. Реликвию для магометанского комплекса Ембаево выкупил меценат, купец первой гильдии Нигматулла Сейдуков в конце 19 века. После революции волос передали в областной краеведческий музей. И вот спустя сто лет, святыня снова была выставлена в стенах исторической соборной мечети.

Вместе со всеми верующими увидеть святыню приехали и потомки Нигматуллы хаджи Сейдукова. В историко-мусульманском комплексе правнуки и правнуки мецената впервые после изгнания в 1921 году. 

С идеей возродить традицию массового празднования Уразы-байрам в историко-мемориальном комплексе в Ембаево вышли татарские бизнесмены.  Местные жители, администрация и Конгресс татар их поддержали. 

Ринат Насыров, председатель исполкома Конгресса татар Тюменской области:

«В этот праздник, Ураза-байрам, каждый захотел быть сопричастным. Помимо фитр-садака, каждый оказал дополнительную финансовую помощь, организационную помощь. И это только начало. Село может стать примером для Тюменской области в том, как люди могут самостоятельно организовываться в общину. И она (община) совершает изменения в лучшую сторону.

Гостей кормили праздничным пловом из казана. Женщины Ембаево позаботились о щедрых угощениях: столы были заставлены национальной выпечкой. Во дворе мечети состоялся концерт исполнителей религиозных песнопений, состязания для маленьких спортсменов и конкурс чтецов Корана.

Пресс-служба Конгресса татар Тюменской области

89829126983