Bötendönya tatar eşmäkärlärenä yardäm itü assotsiatsiyase
Всемирная ассоциация содействия татарским предпринимателям
World Association of assistance to the Tatar businessmen

Всемирная история татар №1



Электронные варианты 7 томов "Истории татар с древнейших времен"

 

Татары на карте мира №2

Снимок

Татары в регионах Российской Федерации
(по данным Всемирного конгресса татар)





Регионы



Численность татар в 2002 году



Все население региона в 2010г.



Численность татар в 2010 году


1

Алтайский край

6974

2419755

нет данных

2

Архангельская область

3076

1227626

2335

3

Астраханская область

77142

1100073

60523

4

Республика Башкортостан

995253

4072292

1009295

5

Республика Бурятия

8196

972021

6813

6

Брянская область

1179

нет данных

нет данных

7

Волгоградская область

28848

2610161

24557

8

Вологодская область

1859

1202444

1745

9

Воронежская область

3501

нет данных

10

Владимирская область

8678

1443693

7332

11

Забайкальский край

7769

1107107

5857

12

Иркутская область

26987

2428750

22882

13

Ивановская область

8208

1061651

6696

14

Кировская область

43637

1341312

36457

15

Калужская область

4306

1010930

4206

16

Костромская область

2732

нет данных

нет данных

17

Калининградская область

4734

941873

4534

18

Камчатский край

3404

322079

2374

19

Республика Карелия

2629

643548

нет данных

20

Курганская область

21986

910807

17017

21

Красноярский край

43872

2.828187

34828

22

Кемеровская область

51065

2.763135

40229

23

Республика Коми

15690

901189

10779

24

Краснодарский край

25615

5226647

24840

25

Ленинградская область

9447

1716868

2693

26

Магаданская область

2002

156996

1415

27

Мурманская область

7954

795409

5624

28

Республика Марий Эл

43464

696459

38357

29

Москва

166189

11503501

149043

30

Московская область

52892

7095120

56202

31

Республика Мордовия

46261

834755

43392

32

Нижегородская область

50616

3310597

44103

33

Новосибирская область 

27886

2665311

24158

34

Омская область

48116

1977665

41870

35

Оренбургская область

165989

2033072

151492

36

Пермский край

135524

2635276

115544

37

Пензенская область

86806

1386186

86431

38

Приморский край

14500

195649

10640

39

Рязанская область

5575

1154114

4941

40

Ростовская область

17892

4277976

13948

41

Смоленская область

2429

нет данных

нет данных

42

Республика Саха (Якутия)

10817

958528

8122

43

Саратовская область

57583

2521892

52884

44

Свердловская область

168224

4299747

143803

45

Самарская область

127984

3215532

126124

46

Сахалинская область

6832

497973

4880

47

Ставропольский край

12909

2786281

11795

48

г. Санкт-Петербург

35616

4879566

30857

49

Республика Татарстан

2118893

3786488

2012571

50

Тверская область

6719

1353392

5859

51

Тамбовская область

2732

нет данных

нет данных

52

Томская область

20151

1047394

17029

53

Тюменская область

116055

3395755

239995

54

Тульская область

8974

1553925

7878

55

Республика Удмуртия

109868

1521420

98831

56

Ульяновская область

168773

1292799

149873

57

ХМАО

107954

1532243

108899

58

Хабаровский край

11000

1343869

7336

59

Республика Чувашия

36399

1251619

34214

60

Челябинская область

214220

3476217

180913

61

Ярославская область

6175

1272468

4982

62

Ямало-Ненецкий АО

28000

522904

28509

63

Республика Адыгея

нет данных

439996

2571

64

Кабардино-Балкария

нет данных

859939

2375

65

Чеченская Республика

нет данных

1268989

1466

66

Республика Хакасия

нет данных

532403

3095

67

Амурская область

нет данных

830103

3406

68

Еврейский АО

нет данных

176556

879


Татары в ближнем и дальнем зарубежье
(по данным Всемирного конгресса татар, на начало ХХI в.)





Страна



Количество татар


1

Австралия

500

2

Австрия

60

3

Англия

100

4

Афганистан

400

5

Аргентина

20

6

Азербайджан

28019

7

Армения

506

8

Беларусь

10500

9

Бразилия

10

10

Болгария

5000

11

Венгрия

200

12

Грузия

3000

13

Египет

40

14

Индия

20

15

Италия

10

16

Казахстан

240000

17

Кыргызстан

57920

18

Канада

300

19

Китай

5600

20

Латвия

3040

21

Литва

3500

22

Мексика

10

23

Молдова

3392

24

ОАЭ

50

25

Польша

5500

26

Румыния

23000

27

Саудовская Аравия

60

28

Словакия

50

29

США

1000

30

Турция

20000

31

Таджикистан

10000

32

Туркменистан

18000

33

Узбекистан

318585

34

Украина

73300

35

ФРГ

400

36

Франция

100

37

Финляндия

950

38

Чехия

150

39

Швеция

80

40

Эстония

4058

41

Япония

90

Казань столица Татарстана и историческая родина всех татар№3

100 штрихов к портрету города      Казань — один из крупнейших религиозных, экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России. Цикл «Штрихи к портрету города», созданный телекомпанией «Диктор – ТВ», рассказывает нам о Казани ушедшей и уходящей.
 На общей площади 425,3 кв.м проживает более 1,2 млн. человек, среди которых насчитывается больше 115 национальностей. Казань признана самым крупным политическим, экономическим, культурным и научно-образовательным центром во всей России. С недавних пор город внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. 







Online-школа обучения татарскому языку «Ана теле»№4

    Татарский язык - это второй по распространенности язык Российской Федерации. На нем говорит свыше 7 млн. человек в мире, в том числе 5,4 млн. жителей Российской Федерации. Теперь татарский язык станет для Вас ближе, ведь на этом сайте есть все, что нужно для его изучения. Не выходя из дома, в любое удобное для Вас время, Вы сможете научиться говорить по-татарски. 

     Образовательная программа бесплатна для всех желающих изучать татарский язык как в России, так и за рубежом, Для начала обучения необходимо зайти на сайт «Ана Теле» и зарегистрироваться. Доступ к онлайн-школе обучения татарскому языку возможен 24 часа в сутки из любой точки мира. Материалы, разработанные для обучения, состоят из уроков, видеофильмов, аудиороликов для изучения грамматики, лексики, фонетики и разговорной практики. 
В «Ана Теле» предусмотрено девять языковых уровней. Вслед за открытием первого уровня для начинающих,в течение нескольких месяцев поочередно станут доступны следующие уровни, а также главная инновация проекта - разговорные классы с преподавателями татарского языка.
    Онлайн-школа обучения татарскому языку «Ана Теле» разработана совместно с высококвалифицированными филологами, и преподавателями-практиками Татарстана и компанией EF Education First. EF Education First разработала методологию и техническую базу для изучения татарского языка, используя свой многолетний мировой опыт внедрения инновационных технологий в сферу образования. Над проектом работали лингвисты, ученые-языковеды, имеющие опыт создания крупнейшей международной школы дистанционного обучения. 
    Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов: «Потребность в изучении татарского языка, особенно за пределами РТ, очевидна. На основе нашего опыта сотрудничества с EF Education First мы внедряем лучшую мировую практику, позволяющую решить эту задачу».
Генеральный директор EF Corporate Language Learning Solutions Эдуард Балдаков: «В процессе глобализации и стирания границ важность сохранения своего родного языка, культуры и истории возрастает. «Ана Теле» - прорыв в области государственных программ языкового образования на международном уровне. Эта программа позволяет объединить и сплотить целый народ, а также привлечь массовый интерес к изучению национального языка как иностранного во всем мире». 
    Сайт онлайн-школы татарского языка


 «Ана Теле»http://anatele.ef.com 
 


Об EF Education First

     EF Education First – крупнейшая частная образовательная организация, основанная в 1965 году в Швеции. Миссия EF - стирать языковые, культурные и географические границы. Более 400 образовательных центров в 55 странах предлагают широкий спектр программ от языковой подготовки до получения ученой степени, частное и корпоративное обучение. EF является официальным поставщиком Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году, партнером Универсиады Казань-2013. 
GYPL6DNJ9OI

  Также, есть курс самоучителя татарского языка построен на логическом принципе, на убеждении в том, что без осознанного понимания грамматических особенностей изучение татарского языка превращается в долгий процесс запоминания значений слов, словоформ, структур отдельных предложений и т.п. Пособие рассчитано для тех, кто изучает татарский язык самостоятельно, его можно применять и при групповых занятиях под руководством преподавателя.

        Основная задача Вводного курса – дать базовые знания о строении татарского языка, его фонетические и грамматические особенности. Этот курс необходимо преодолеть, но результат будет более эффективным, если его совмещать с Основным курсом.

        Чтобы изучить методические материалы, учебники, словари, переводчики и разговорники перейдите по ссылке

http://www.tugan-tel.com/pre.html 

Мин татарча сөйләшәм №5

202265d646f306817c76e325d85cf0bc4bf1bdde
   
  Это мероприятие является одним из самых ярких и наиболее популяризующих татарский язык. С каждым годом акция набирает обороты, расширяясь по количеству участников и углубляясь по смыслу происходящего.

     Основная цель акции – формирование бережного отношения к языковым традициям, воспитание уважения и усиление мотивации к изучению родного языка, расширение сферы применения родного языка, поднятие его статуса  

      Акция была проведена при поддержке Камской  государственной инженерно-экономической академии, Управления по делам молодежи Исполнительного комитета г. Набережные Челны, Профкома студентов и аспирантов ИНЭКА, городского студенческого объединения «Чулман», телекомпании «Чаллы ТВ» и радио «Кунел». В рамках данного мероприятия во дворе Академии был проведен социальный опрос, конкурсы, студенты  пели татарские песни, рассказывали стихи, татарские сказки, пословицы. Самым популярным стихом, который читали даже русскоязычные студенты, был стих Габдуллы Тукая «И туган тел». Все желающие смогли получить буклеты-словари «Твои первые 150 слов на татарском языке», значки и футболки с логотипом акции. А самые активные выиграли специальные призы от радио «Кунел».

Татарстан-Новый Век (ТНВ-планета)№6

tnv planeta     "ТНВ-Планета" - татарский культурно-просветительский канал, объединяющий представителей нации, проживающих в регионах Российской Федерации, странах СНГ и за рубежом, а также всех людей, считающих Татарстан исторической Родиной. (По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в России проживает 5,5 млн. татар. Всего в мире насчитывается 7,5 млн. татар).
     Телеканал "ТНВ-Планета" это - представление Республики Татарстан на общероссийском и мировом уровне:
- освещение достижений развивающегося региона с мощным экономическим, культурным  и спортивным потенциалом;
-  сохранение татарского языка и национальных традиций;
- возрождение культурных и духовных ценностей и объединение интересов диаспор, компактно проживающих на территории России и за рубежом.

     Телеканал "ТНВ-Планета" вещает круглосуточно. Основу сетки вещания составляет  восьмичасовой блок программ, который будет повторяться с учетом  часовых поясов Российской Федерации. В блоке планируется размещать лучшие программы канала ТНВ на татарском языке, спектакли, концерты, фондовые программы.

     Кроме того, в сетке вещания канала представлены  "Новости" федерального формата  на татарском и русском языках, запланирован выход программы"Татарлар" (5 раз в неделю), рассказывающей о жизни татар, проживающих вне пределов родной Республики.   
     Для того чтобы посмотреть программу,нужно пройти по ссылке http://tnv.ru/main/telekanal_tnv-planeta/teleprogramma3/ 
 
      y71635145625 aТелеканал "Татарстан — Новый Век" http://tnv.ru/main/telekanal_tnv/вещает на двух государственных языках Республики Татарстан — татарском и русском, обеспечивая ежедневное 22-х часовое вещание.

     ТНВ представляет зрителям канала полный спектр телепрограмм — от новостей, общественно-политических программ до телесериалов, ток-шоу, прямых трансляций спортивных матчей  и зрелищных мероприятий.
     В сетке вещания канала — сериалы, мультфильмы, переведенные студией дубляжа на татарский язык, лучшие образцы зарубежного и отечественного кинематографа.
     Среди собственных проектов телеканала — более 40 цикловых программ и передач.
     По последним данным, потенциальная аудитория телеканала "Татарстан — Новый Век" — 35 миллионов телезрителей.
     Открыты и успешно работают собственные корпункты телеканала "Татарстан — Новый Век" в Москве, Екатеринбурге, Ульяновске, Ижевске и Альметьевске. Журналисты корпунктов знакомят татарстанцев и всех телезрителей канала с жизнью земляков, успешно работающих в  общественно-политической сфере, экономике и промышленности, медицине, образовании, культуре и искусстве, спорте.
     Своим зрителям телеканал "Татарстан — Новый Век" предлагает лучшие образцы отечественного и зарубежного кинематографа. Приобретенные у ведущих дистрибьюторов страны художественные, документальные фильмы, сериалы пользуются особой популярностью среди телезрителей канала. 

Радиостанция Тәртип FM№7

1424277092 yaalyklar    Радиостанция Тартип FM ведёт круглосуточное эфирное вещание на татарском языке на частоте 93.5 МГц в г. Казани. Форматом радиостанции является классическая, народная татарская музыка, также поэзия и проза. В эфире радиостанции выходят радиопрограммы о истории, культуре,спорте и семье.Перейти по ссылке http://www.tartip.ru/

Книгоиздательство в Татарском мире №8

 Ссылка на сайт : http://mpt.tatarstan.ru/

Список ведущих издательств Республики Татарстан,
выпускающих книги на татарском языке

Tatarskoe knizhnoe izdatelstvo


«Татарское книжное издательство»
   
 Крупнейшее национальное издательство Российской Федерации, обеспечивающее татарское население не только республики, но и татар живущих за её пределами книгами на родном языке. Перейти по ссылке: http://www.tatkniga.ru 

   Адрес: Издание художественной, детско-юношеской, научно-технической, научно-популярной, заказной литературы. Директор: Шакиров Дамир Сабирзянович Адрес: г.Казань, ул. Декабристов, 2. Тел./факс: +7 (843) 519-45-22, 519-45-12, 519-45-35 (факс)


logo


ООО Издательство «Заман»

     Ежегодно издательство «Заман» выпускает широкий спектр полиграфической продукции – это календари, афиши, наборы открыток, рекламные проспекты, демонстрирующие оригинальный замысел и высочайшее художественно-полиграфическое исполнение. Издания представлены на русском, татарском, английском, французском, итальянском, арабском и др. яз.  Перейти по ссылке: http://zaman-izd.ru
Директор: Гарифзянов Марат Фаритович
Адрес: г. Казань, ул.Астрономическая, 8/21, офис 34.
Тел:+7 (843) 292-29-69, +7(843)246-02-21
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Издательство «Милли китап»

Компания относится к отрасли Средства массовой информации, ее сфера деятельности - "Издательства". Организация ведет деятельность в городе Казань и расположена по адресу Кремлевская ул., д. 33. Вы можете связаться с представителями компании по телефону +7 (843) 2927362. Компания МИЛЛИ КИТАП размещена в справочнике предриятий Sprax.ru под номером - 481324.


1 3
Фонд духовного возрождения «Рухият»


http://www.ruhiat.ru


   Род деятельности: издание книг, альбомов, буклетов по истории, литературе.
Директор: Шайхутдинова Флюра Абылмагдановна
Адрес: г.Альметьевск, ул. Заслонова, д.20
Филиала в г. Казани - ул. Солдатская, д.8, оф. 306
Тел/факс: +7 (85553) 37-39-51, +7(843) 518-74-02


040d5e0af4ac7a242b55f795b389ae1aООО «Татарское республиканское издательство «Хэтер»
http://www.heter.ru/

   Работая в Казани с 1995 года, Татарское республиканское издательство "ХЭТЕР" зарекомендовало себя с лучшей стороны, выпуская различные учебные пособия на татарском и русском языках, художественную литературу, газету для работников образования "Открытый урок". Продукция известна во всех татарстанских учебных заведениях, где преподаётся татарский язык, востребована в общеобразовательных школах, вузах, техникумах, в городских и районных библиотеках Республики Татарстан и в регионах проживания татарской диаспоры как в России, так и за её пределами.
Директор: Губайдуллина Ляля Дамировна
Адрес: 420011, г. Казань, ул. Тельмана, д. 5
тел/факс: +7(843) 264-67-96


caption
Издательство Института татарской энциклопедии АН РТ
http://www.ite.antat.ru

     Институт Татарской энциклопедии (ИТЭ) Академии наук РТ – научно-издательское учреждение, на которое возложены разработка и издание многотомной Татарской энциклопедии (ТЭ), а также энциклопедических справочников по отдельным отраслям знаний.
Деятельность: издание энциклопедических трудов о Республики Татарстан и татарском народе.
Директор: Валеев Рамиль Миргасимович Адрес: г.Казань, ул. Пушкина, 56 Тел./факс: 8(843) 238-25-58, 264-26-89

logoООО Издательство «Татполиграф»
http://tatpoligraf.ru/

    "Татполиграф" - старейшая типография города Казани. Располагает собственными площадями в центре города. Имеет комплекс допечатного, печатного (формат А2, А3, А2+), после печатного оборудования. Большой опыт в изготовлении афиш, бланков, буклетов, книг (твердый и мягкий переплет), газет (в том числе, цветных), журналов (в том числе для служебного пользования, картонная упаковка, сувенирные коробки. Также изготовим дипломы, свидетельства, удостоверения, адресные папки, студенческие билеты, зачетные книжки.
Деятельность: книгоиздание, все виды полиграфических услуг, офсетная печать
Директор: Сабиржан Равиль Абдрауфович
Адрес: г. Казань, ул. Миславского, д. 9
Тел./факс: 8(843) 292-24-22, 292-23-92, 292-24-71

id huzurИздательский дом "Хузур"
 http://huzur.ru/islamtoday/    
      Информационно-аналитический, федеральный портал об исламеначал свою деятельность 16 апреля 2012 года. За год работы портал вышел в лидеры среди исламских порталов России и стран СНГ.











Наука и образование в татарском мире №9

1. Министерство образования и науки РТ http://mon.tatarstan.ru/
2. Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан http://xn--80aagie6cnnb.xn--p1ai/
3. Академия наук Республики Татарстан http://www.antat.ru/ru/
4. Институт татарской энциклопедии http://www.ite.antat.ru/index.shtml
5. 
Мусульманская религиозная организация - учреждение среднего профессионального религиозного образования медресе «Мухаммадия» http://muhammadiya.ru/
6. Российский исламский институт http://kazanriu.ru/


Матбугат.ру №10

thumb matbugatИнтернет-проект «Matbugat.ru» объединил всю татарскую прессу в одно информационное поле. Проект предлагает наиболее резонансные и значимые материалы республиканской печати, благодаря чему, имеет стабильную посещаемость. Основную массу посетителей составляет экономически активная, «читающая» часть населения: журналисты, предприниматели, руководители предприятий, чиновники, депутаты, творческая интеллигенция, офисные работники, студенты.
Ссылка на сайт: http://matbugat.ru/news

Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84

Журналы и газеты в татарском мире №11

Ссылки на татарские газеты:
http://beznen.ru/
http://rt-miras.ru/
http://matbugat.ru/


emet19sent
1. Ульяновская татарская газета "Өмет"
Ссылка на сайт:  http://emet73.ucoz.ru/

     Газета «Эмет» основана 30 декабря 1989 года совместным решением Ульяновского обкома КПСС, областного Совета народных депутатов и татарского просветительского общества «Туган тел» («Родной язык»). Эмет» («Надежда»). Тип издания – общественно-политическая газета.


            Главный  редактор – Халимов Исхак Хасибуллович (Заслуженный работник культуры РТ, Заслуженный работник средств массовой информации Ульяновской области).

            7156 экземпляров (по состоянию на 01.03.2012 г.), распространяется на всей территории Ульяновской области. Лидерами по подписке являются г. Ульяновск, Старокулаткинский, Чердаклинский, Новомалыклинский, Мелекесский и Николаевский районы. В татарских селах области газета «Эмет» является, по сути, единственным источником информации (в том числе и официальной), потому что в данных населённых пунктах других изданий практически не выписывают.

            Основная тематика издания: общественно-политическая информация о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; вопросы сохранения и развития языка, культуры, традиций татарского народа; духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи.

Основные рубрики:

«Колонка новостей» пользуется наибольшей популярностью у читателей и является самой рейтинговой. Данная рубрика знакомит с событиями, происходящими в стране и регионе.

«Открытая трибуна». Здесь публикуются интервью с известными политиками, экономистами, депутатами Законодательного Собрания, министрами областного Правительства, лидерами национальных и религиозных объединений. Автором рубрики является гл.редактор нашей газеты Исхак Халимов.

«Татарские сёла: прошлое и настоящее». Материалы для этой тематической страницы готовятся с выездом в населенные пункты с компактным проживанием татарского населения. Краеведы, авторитетные люди с большим удовольствием рассказывают об историческом прошлом своих сел. На этой полосе также рассказываем о деятельности музеев боевой и трудовой славы, ветеранах войны и труда, тружениках полей и ферм, лучших семьях, людях с интересной судьбой. Авторы рубрики – журналисты газеты Равиль Шафигуллин и Римма Алькаева.

«Судьба нации – в школе». На данной тематической странице журналист Рузия Халимова рассказывает об успехах и проблемах школ с татарским этнокультурным компонентом, которые недавно открылись в г.г.Димитровграде и Ульяновске. Руководитель отдела образования татарской автономии Надия Нурмухаметова также поднимает вопросы открытия татарских кружков и факультативов в городских школах.

«Национальные проекты». Под этой рубрикой публикуются статьи об учителях и общеобразовательных школах, получивших гранты в рамках ПНП «Образование». Большинство материалов посвящено вопросам оказания господдержки отрасли сельского хозяйства в рамках реализации ПНП «Развитие АПК». Журналист Римма Алькаева с большим интересом освещает вопросы обеспечения сельских больниц современным оборудованием, подготовки медицинских кадров.

«Религия и общество». Статьи для этой рубрики готовятся совместно с муфтиями Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области и Центрального духовного управления мусульман Ульяновской области.

Большой популярностью также пользуются рубрики «Страницы истории татарского народа», «Наши выдающиеся земляки», «Семья – родник жизни», «Я – молодой», «Детская страница», «Литературная страница».

Одной из приоритетных тем на протяжении многих лет является воспитание татарского населения в духе взаимопонимания и дружбы с представителями всех наций и конфессий, проживающих в Ульяновской области. В последнее время стали больше обращать внимания теме профилактики национального и религиозного экстремизма, которая является актуальной для нашего многонационального региона.


top logo2. «Республика Татарстан» — почти 100 лет на рынке СМИ России
Ссылка на сайт: http://rt-online.ru/redaktsiya/

1.   «РТ» — единственная русскоязычная газета Татарстана с тиражом около 30 тысяч экземпляров, аудитория которой — население всей республики. Среди наших читателей — жители города и села, руководители предприятий и простые труженики, бизнесмены и интеллигенция, пенсионеры и студенты.
2.   Учредители газеты — Правительство и Парламент Республики Татарстан. На страницах  «РТ» можно найти официальные документы, принимаемые Президентом, Кабинетом Министров и Госсоветом. Выходят 4 номера в неделю.
3.   Всемерно поддерживая имидж серьезного и качественного СМИ, газета  «Республика Татарстан» публикует на своих страницах максимально взвешенную и проверенную информацию. Наши журналисты избегают поверхностного анализа, легкомысленных выводов, не приемлют безоглядной погони за сенсациями и коллекционирования сплетен.

Просветительство в татарском мире №12

Татарское кино №13

Шәхесләр №14

Фонд татар гәйләсе №15

minnullin 1 Председателем Фонда  был избран– Миннуллин Роберт Мугаллимович, поэт, журналист, общественный деятель, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, республиканских премий им.Мусы Джалиля и Абдуллы Алиша, международной премии им.Х.К.Андерсена, премии Республики Башкортстан им.Фатыха Карима.
Некоммерческий фонд «Татар гаилэсе», созданная при исполкоме Всемирного конгресса татар,в официальном порядке был зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 2006 году.
Во многих регионах Российской Федерации создаются его отделения. Так, идея создания ульяновского отделения фонда «Татарская семья» была поддержана и местными активистами – членами национально-культурной автономии татар Ульяновска. В этой связи руководитель НКА Фарит Аюпов отметил, что главными задачами вновь созданного в Ульяновске отделения фонда «Татарская семья» будут воспитание национального самосознания у подрастающего поколения, сохранения в татарских семьях приверженности к родному языку, культуре, традициям народа.





h 544Исполнительный директор – Гайфуллина Миляуша Хафизовна, заведующая физиотерапевтическим отделением Республиканского кожно-венерологического диспансера.













Устав Всероссийского общественного Фонда "Татарская семья" (скачать устав)
Задачей Фонда является:

1) Возрождение духовно-нравственных, национально-культурных и семейных традиций.
2) Повышение статуса татарской семьи при помощи средств массовой инфомации.
3) Содейсчтвие национально-культурному, духовному развитию, воспитанию национального самосознания (языка,образования,демографии,сохранение самобытности этнических групп) татарским семьям проживающих на территории Российской Федерации,Республики Татарстан)
4) Создание специальных циклов передач по вопросам семейной жизни на радио,телевидении и средствах массовой информации.
5) Организация слетов,конкурсов,семинаров и праздников в масштабах Российской Федерации, Республики Татарстан. Практиковать вручение дипломов Фонда на звание "Лучшая татарская семья".
6) Проведение активной агитационной работы с образовательнымиучреждениями, спривлечением в различные мероприятия подрастающее поколение с учетом татарских национальных традиций.
7) Участие в разработке и содействие в реализации целевых программ в области национально-культурного развития.
8) Регулярное взаимодействие с татарской диаспорой, неправительственными организациями.03img 6487
img 6493

Всемирная ассоциация содействия татарским предпринимателям (ВАСТП) №16

Всемирный конгресс татар№17

    эмблема      Указом Президента Республики Татарстан  в июне 1992 года был созван Первый съезд Всемирного конгресса татар, на котором  приняли решение о создании организации «Всемирный конгресс татар» и его Исполнительного комитета. В работе съезда участвовали делегаты из Татарстана, регионов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья. 

Устав Всемирного конгресса татар:  (скачать Устав)


Основными  уставными целями деятельности ВКТ являются:

1)    Консолидация татарского народа, его общественных объединений;

2)    Содействие национально–культурному, социально–экономическому и духовному развитию татарского народа;

3)    Участие в разработке и реализации целевых программ в области национально–культурного развития.

       24 апреля 1998 года ВКТ прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ и получил статус – Международный   союз общественных объединений «Всемирный конгресс татар». Организация в своей деятельности руководствуется Конституциями РФ и РТ, принятым Уставом и нормами международного права, а также основывает свою деятельность на принципах демократии, равноправии, толерантности, самоуправления и законности. Конгресс является юридическим лицом и распространяет свою деятельность на территории РФ, а также сотрудничает с национально-культурными организациями татар зарубежных стран.
       Сегодня Всемирный конгресс татар объединяет 352 национально–культурные общественные организации. Из них в России и Татарстане действуют 230,  в 34 странах зарубежья — 122 организации : в 20 странах дальнего зарубежья – 42, в 14 странах ближнего зарубежья  – 80 организаций.

        Было проведено четыре съезда Всемирного конгресса татар,  решениями которых Исполнительный комитет руководствуется  в своей деятельности. Большое значение имела встреча  В.В. Путина с делегатами III съезда, в ходе которой были подняты актуальные проблемы развития национального образования и культуры,  сохранения татарского языка, самобытности народа, формирования единого информационно–культурного пространства для татарского населения РФ.

         В последние годы Исполком ВКТ придает особое значение работе с разными категориями и группами татарского населения. В частности, в целях формирования национального самосознания и активизации татарской молодежи было проведено четыре Всемирных форума татарской молодежи с участием более тысячи делегатов со всего мира.

           Учитывая важность сохранения и развития  национального образования, Исполком ВКТ уделяет постоянное внимание работе со структурами народного образования и педагогической общественностью. В этих целях  проводятся научно–практические конференции, круглые столы, семинары. Исполкомом Всемирного конгресса татар совместно с Министерством образования и науки РТ проведено два Всероссийских съезда учителей татарского языка и работников учреждений образования с этнокультурным компонентом. В числе делегатов были также учителя татарского языка воскресных школ из ближнего и дальнего зарубежья.

         Заметным явлением в жизни научной общественности   стало проведение в  сентябре 2007 года Всемирного форума татарских ученых, созванного Исполкомом ВКТ совместно с Академией наук Татарстана. В Казань съехались 350 ученых, работающих в учебных и научных  центрах различных городов РФ, Китая, Японии, Румынии, ФРГ, США, Турции, Финляндии и других стран. В сентябре 2011 г. состоялся  II Всемирный форум татарских ученых, в работе которого приняли участие 230 ученых из 28 стран мира.

          В последние годы Исполком ВКТ принимает активное участие  в реализации Программы обучения татарской молодежи из регионов РФ и  зарубежных стран в вузах Республики Татарстан.

          При Исполкоме ВКТ созданы и успешно осуществляют свою деятельность следующие структуры: Всемирный форум татарской молодёжи, Всероссийский общественный фонд «Татар гаиләсе», Всероссийская общественная организация «Федерация национальной спортивной борьбы «Татарча көрәш», Всероссийская общественная организация «Татарские села России», Республиканская общественная организация татарских женщин «Ак калфак», Всемирная ассоциация содействия татарским предпринимателям.

           Исполком Всемирного конгресса татар уделяет существенное внимание развитию предпринимательства и налаживанию экономических связей с регионами компактного проживания татар. Сегодня участие татарского бизнеса в обустройстве национальной жизни  становится важным фактором этнокультурного развития народа. Поэтому Исполком ВКТ совместно с Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан проводит регулярные форумы, круглые столы и встречи с участием предпринимателей из регионов РФ и стран СНГ. Яркий тому пример – Всероссийский съезд предпринимателей татарских сел, проведенный в марте 2012 года.

          Таким образом, Исполком Всемирного конгресса татар, выполняя программные установки международной организации, вносит большой вклад в укрепление авторитета Республики Татарстан и всего татарского народа, в гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений.
b97153e9a91d2b03515f46b9d6abb255Председателем Исполкома Всемирного конгресса татар является Закиров Ринат Зиннурович.ДепутатГосударственного Совета Республики Татарстан, директор НКЦ «Казань».
Перейти на сайт по ссылке http://tatar-congress.

Федеральная национально-культурная автономия татар№18

Официальный Татарстан№19

Татарстанский республиканский молодежный общественный фонд "Сәләт" №20

Selet logo
http://selet.biz

«Сәләт» – это среда

- это среда, собирающая и развивающая детей, стремящихся к знаниям и науке, в особенности тех, кто проявил свои интеллектуальные способности в различных конкурсах и олимпиадах;

  - это среда, в которой талантливые дети и молодые ученые знакомятся друг с другом и с именитыми наставниками и могут получить помощь в выборе будущей профессии в соответствии с их способностями, а также  в выборе направления саморазвития и образа жизни;

  - это среда, в которой наука, знание и интеллект являются приоритетными; в то же время большое внимание уделяется проведению различных культурных и спортивных мероприятий;

  - это среда, в которой созданы все условия для изучения и совершенствования татарского языка, для общения на татарском языке, наряду с этим активно используются русский язык и иностранные языки как в общении, так и в обучении.  



«Сәләт» – это движение

- это молодежное движение с высокой самоорганизацией, которое проводит учебно-образовательные лагеря более чем в десяти районах Татарстана, в регионах России и за рубежом. Движение, которое приглашает тысячи молодых татар со всех мест, где проживают татары, а также школьников других национальностей, желающих принять участие в учебно-оздоровительных лагерях и обучаться татарскому языку и привлекает их в течение года к участию в сотнях мероприятий, десятках больших форумов и фестивалей. 



«Сәләт» – это система

- это система, чья цель – объединение, сплочение и развитие одаренных детей (10-12 тысяч детей ежегодно включаются в «Сәләт»). Для реализации этой цели создана необходимая инфраструктура и материально-техническая база (Дом «Сәләт» в Казани, Молодежный академический городок «Сәләт-Фәнсар» в Билярске, «Город ремесленников Сәләт-Иске Казан», учебно-образовательный лагерь под Казанью «Сәләт-Звездный», десятки учебно-оздоровительных лагерей в районах Татарстана  и в регионах России «Пражская школа» (Чехия));

-это система, привлекающая преподавателей и специалистов, как выросших в пространстве «Сәләт», так и со стороны; 

-это система, зародившаяся в 1994-ом году по инициативе преподавателей-энтузиастов, построенная при поддержке руководителей республики, государственных органов и учреждений и в настоящее время активно работающая с одаренными детьми и талантливой молодежью;



«Сәләт» – это технология

-это технология объединения одаренных детей и осуществления системной работы с ними в связке с общественными организациями и государственными органами. 

-это технология создания учебно-образовательной, воспитывающей и ведущей к оздоровлению общества молодежной среды. 

-это социальная технология воспитания детей и этнокультурной среде, в духе межнационального взаимопонимания, межэтнической и межконфессиональной толерантности, которая может послужить примером для всей России.  

Меценатство №21

Календарь обще-национальных праздников татар №22



      Сабантуй – чын мәгънәсендә милли рух җәүһәре, татар халкының үзенчәлекле мәдәниятының бетмәс-төкәнмәс чишмәсе, аның рухи торышы, һәм талантларны ачу өчен бик яхшы мөмкинлек, җитезлектә, тапкырлылыкта көч сынашу.... Сабантуй турында бөтендөньяга билгеле булыр һәм ул Бөтендөнья мирасы исемлегендә лаеклы урынны алыр дип ышанасы килә.
Татарстан Республикасы Президенты М.Ш. Шәймиев 

Науруз (Навруз)

     
     Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Праздник, символизирующий обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.

 Навруз – означает «новый день» и связан с днем весеннего равноденствия, который начинается в первый день первого месяца солнечного года, в тот момент, когда Солнце входит в созвездие Овна. В целом, каждый элемент новогоднего стола имеет духовный и священный смысл. Но главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи.

В канун Навруза обходили дома, распевая песни-баиты о том, что случилось  за минувший год, желали благополучия хозяевам. Дети с помощью взрослых готовили бумажные игрушки. Отцы семейств готовили подарки. Молодые собирали цветы и украшали ими дом;

В день Навруза все одевали лучшие, и часто новые одежды. Старшие одаривали младших. Ходили друг к другу в гости. На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк - блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

Сабантуй

Сабантуй - самый главный из этих праздников. По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учёными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Сегодня сабантуй, как национальный татарский праздник, отмечают во многих городах, где в процессе миграции появился значительный контингент татар, например, в Москве, Ташкенте, Петербурге, Самаре.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых.

Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.

В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями.

Накануне праздника по сложившемуся ритуалу собирали подарки для одаривания победителей предстоящих состязаний. Особенно ждали этот день —  дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки в возрасте от 3-4 до 10-12 лет начинали обход домов.

Дети заходили в дома с пожеланием, чтобы куры хорошо неслись, был урожайным год, предваряя эти пожелания фразой: "Пусть легкой будет моя нога" - Аягым жинел булсын. Считалось, что если первым в дом в этот день войдет человек "с легкой ногой", то год будет благополучным.

Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами. Победителями были самые сообразительные, быстрые, ловкие.

В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше — юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину.

На следующий день - кульминация праздника. У каждого аула было свое излюбленное место его проведения - Майдан, имеющее ровную, хорошую просматриваемую площадку, окруженную деревьями, кустарником. Все желающие жители аула (а это были все, кто мог присутствовать!) и гости в самых лучших одеждах прибывали сюда кто пешком, кто на подводе, семьями, группами, поодиночке, со своими музыкантами.

Основные состязания - борьба на кушаках - курэш (борьба). В качестве кушака используется полотенце. Борцы обхватывают друг друга за талию полотенцем, и таким образом ведут борьбу. Начинали состязание два мальчика 5-6 лет или два старика. Их одаривали. Это зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получал подарок. Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не становился побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца - батыра. Таких набиралось несколько человек. И их борьба становилась кульминационным моментом схваток. Батыр получал одно из лучших полотенец, подаренных молодушками, один из лучших призов. В настоящее время батыру вручают ковры, стиральные машины, автомобиль и так далее. Иногда батыр по традиции получает живого барана.

Пока набирала силу борьба, чуть в стороне проводились состязания по бегу. Участники подразделялись по возрасту - мальчики, мужчины,старики. Дистанция была не длинной - 1-2 км. и короче.

Завершали состязания скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на скачки выставляли коней все, кто мог. В целях безопасности финиш располагался в стороне от основного места состязаний, однако награждение проходило на Майдане. Кстати, награждали всех участниковскачек, правда, ценность подарков была различной. Пришедшей последней лошади, как правило, привязывали полотенце, специально оговоренное дарительницей, чтобы "утешить ее". Считалось, что она плачет - елый, имеш.

А вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах. Их устраивали либо на месте Майдана , либо на традиционных места игрищ, где-нибудь за околицей, на лугах.

Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх.

Каз Омэсе

Каз Омэсе - ("Гусиное перо") древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей - отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Праздник проводится в деревнях и селах в холодную погоду, после того как выпадет снег, в основном, в первые недели ноября-декабря

Каз омэс являлся и является знаменательным событием в жизни любой татарской деревни. Особенно его ждут девушки. «Каз омэсе» - это не только работа, но и общение,
развлечение.

Девушки, которые ощипывают гусей, ведут разговоры на разные темы. Ощипанных гусей несут к реке или источнику воды, повесив их на коромысло. На берегу реки девушки ждут деревенских парней. Здесь во время мытья гусей они общаются, поют песни. Затем парни на гармонях, исполняют мелодии, провожая девушек до самого дома.

Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарского
села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух - на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек – не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде.









Сайты, формирующие татарскую культуру №23

Театр Имени Галиаскара Камала

http://kamalteatr.rukamal teatr 500x250

         Датой возникновения татарского театра считается 22-е декабря 1906 года, в этот день были сыграны два спектакля на татарском языке и за их просмотр взымалась плата. Показывали спектакли в помещении нового клуба, который находился на улице Горького (долгие годы в нем располагался институт травматологии, а сейчас здание находится на реставрации).

            Первая пьеса на татарском языке была издана в типографии казанского университета в 1887-м году, точная дата написания неизвестна, но это где-то то же время. Небольшую пьесу, состоящую из шести страниц книжного текста «Несчастная девушка», написал Габдрахман Ильяси. 

            Были такие продвинутые студенты медресе, которые разыгрывали пьесы, следовательно, это и объясняет, почему все роли исполняли мужчины. Также купцы ставили домашние спектакли. Те, кто сыграл первый спектакль 22-го декабря 1906 года, работать в театр не пошли, это был разовый проект. Кстати, годом раньше в ноябре 1905 года в Оренбурге тоже прошел татарский спектакль, но когда в 20-е годы образовывалась ТАССР, всё татарское решили ограничить этим регионом и поэтому первой постановкой считают ту, которое состоялась в 1906-м году в Театре имени Галиаскара Камала.



Театр имени Карима Тинчурина 

20121011 653 508 549 downloadhttp://tinchurinteatr.ru
  
          
           Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина находится в центре Казани, на улице Горького. Театр был образован в 1933 году по инициативе К. Тинчурина.

            Здание, в котором находится театр, было построено в 1912 году по проекту архитектора Ф.Р.Амлонга. В здании находились правительственные учреждения и общественные организации. Здание было в плане прямоугольным, двухэтажным, выдержанным в неоклассическом стиле начала двадцатого века. Декоративное оформление фасада здания выполнено в классическом стиле конца 18 и начала 19 веков. В 1918 году здание стали называть Красноармейским дворцом.

            В 1914 году в нем играла драматические спектакли городская труппа. В 1919 году шли спектакли оперной труппы. С 1928 года в здании находился Татарский академический театр. Сначала это был колхозно-совхозный театр, потом стал Республиканским Передвижным. В 1988 году театру присваивают имя Карима Тинчурина. С 1989 года – Татарский государственный театр драмы и комедии им К.Тинчурина.

            Карим Тинчурин - выдающийся деятель татарского театра, драматург, режиссер и актер. Он большую часть своей жизни посвятил театральному делу.

            В первые годы существования театра, его руководителями и режиссерами были: драматург Риза Ишмуратов, Гали Ильясов, и Асгат Мазитов. В довоенное время, театр был единственным институтом просвещения в татарских деревнях. В годы Великой Отечественной войны актеры театра выступали на призывных пунктах и в госпиталях. По окончанию войны режиссерами театра были Габдулла Юсупов и Сулейман Валеев-Сульве.

            В 1956 году главным режиссером театра была назначена Кашифа Тумашева. После войны в репертуаре театра появляются постановки зарубежных авторов, русских и татарских классиков. В 1963 году главным режиссером театра становится заслуженный деятель искусств ТАССР, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая – Равиль Тумашев.

            В 1993 году на пост главного режиссера театра назначается Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Р.М. Загидуллин. В1999 году в репертуаре театра появляются постановки в различных жанрах.

            Сегодня в репертуаре театра есть спектакли зарубежных и татарских драматургов. Театр имени Карима Тинчурина вносит большой вклад в сохранении татарского языка и татарской культуры.


В 2010 году театр имени Карима Тинчурина был полностью реконструирован. На его реконструкцию было затрачено 230 миллионов рублей.


"Белем.ру"

җаваплылыгы чикләнгән җәмгыятенә 2007 елның 14 июнендә нигез салынган, ул устав нигезендә эш алып бара.








Проект "Мин яратам сине Татарстан" №24

Толкование Корана №25

РИСУНОК Корана с ручкамиВ 2012г. Всемирная ассоциация содействия татарским предпринимателям разработало уникальный проект, Коран с аудио-электронной ручкой (говорящая ручка), распознающей и воспроизводящей текст - в котором реализована новая, современная технология для чтения, изучения и толкования Корана на татарском языке. За основу было взято толкование сур Корана Ногмани на татарском языке (Ногмани. Коръән Тәфсире).
     «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Коран согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имениАллаха пророком Мухаммедом. 
   Данныый процесс облегчал изучение слабовидящим, незрячим людям, а также любым желающим, которые хотят познакомиться со Священным Кораном. Ручка распознавала текст Корана и воспроизводила его голосами известных чтецов. А также могла процитировать смысловой перевод на татарском, русском и арабских языках. Она позволяла удобно прослушивать чтение любого аята Корана, для этого надо было поднести кончик электронной ручки к началу аята.
  Теперь,мы решили еще больше облегчить изучение Священной книги. Ведь, издавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и Шариата. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Вера всегда была объединяющим звеном, служила, помогала быть единым духом и телом перед многими тяготами, выпадавшими на долю народа. И по сей день именно вероисповедание не дает раствориться татарам среди русскоязычного населения. Религия удерживает от размывания нравственных ценностей, что является необходимой нормой существования общества. 
     Все аудиозаписи Вы можете прослушать здесь (на всех 7 языках)